Рецензии: Картина «Искусства Шаолиня: Змея и Журавль» является промежуточной в карьере Джеки Чана. Он никогда не играл в грозном стиле Брюса Ли, как Ло Вэй пытался ему навязать, и именно в этот период начал зарождаться комичный и непосредственный стиль Джеки Чана. Картина «Змея и Журавль» в Гонконге провалилась, но сделала Джеки Чана узнаваемым. Эта роль дала ему возможность показать свой очень сложный, необычный, комический стиль боя и постановки хореографии.
В картине действительно есть нечто, что может понравиться. Чен Чи-Хва («Кунгфуист-недоумок») проделал отличную режиссерскую работу: снял великолепные широкоэкранные кадры, прекрасно воплотил в жизнь сценарий, нашел правильное положение камеры. Джеки, со своей стороны, прекрасно поставил сцены боя. Но, как и во многих картинах жанра действия того времени, сам сюжет не представляет никакого интереса, хотя первая его часть чем-то задевает.
Фильм начинается со сцены, где Джеки демонстрирует свое искусство владения разным оружием, включая копье (с трудом верится, что для этой сцены была взята музыкальная тема из картин «Монти Пайтон и Священный Грааль» («Monty Python and the Holy Grail»). Совершенно очевидно, что Чан (как и остальные) намного опередил по сложности постановки сцены действия, которые были сняты гораздо позднее.
Джеки исполняет роль Су Ин Фунга, язвительного и самого сильного мастера кунг-фу, владеющего книгой «Восемь шагов стиля Змеи и Журавля», руководства по технике ведения боя. Авторами книги были восемь мастеров Шаолиня, которые, как все считали, исчезли таинственным образом. Но так ли это было на самом деле? Владея таким сокровищем, и открыто выставляя это на показ, Су неизбежно оказывается на пути многих кланов. На него нападают Братья Тинь во время рыбалки. Затем клан Ву Танг атакует его во время обеда. Позднее на Су нападают кланы Черного Дракона, Бродяг и Летающего Тигра. Его единственным союзником является Фонг Сие Пин из клана Эр Мэй, который убил Леди Суон и ее фаворита, после того, как Джеки Чан уже одержал победу.
Су ищет человека со шрамом на плече, ничто не может остановить его, даже знаки внимания со стороны Танг Пин Нер (Нора Мяо) и ее обещание золотого павлина! И теперь от Су требуется присутствие большой силы духа. В картине Нора Мяо неплохо справляется со сценами боя. Но понемногу сюжет становится бессмысленным: слишком много непонятных моментов (например, кто такой человек со шрамом на плече, и что случилось с монахами Шаолиня).
Фильм стоит посмотреть не только ради прекрасных кадров и хорошей игры актеров: интересны характеры главных героев (например, противостояние Лу Ло Чи и Су; характер Хонг Ту - изящной девушки, переодетой мужчиной, и Чиен Це (Кам Конг). Если бы сюжетная линия была лучше продумана (а Ло Вэй не вмешивался в ее развитие), то картина представляла бы больший интерес. Но с точки зрения исторического значения, фильм всегда будет занимать заслуженное место – это промежуточный фильм в великой карьере великого Джеки Чана. |